31. Нифонт святый, епископ Новгородский

Иноческие подвиги проходил он в Печерском монастыре. Посвященный в епископы в 1130 г., он <в> 1135 г. прекратил, увещанием своим, начинавшуюся брань между Киевлянами, Черниговцами и Новгородцами. Много раз и после того принимал он на себя устраивать дела Новгородцев, и случалось, что недовольная сторона держала его в заключении. В 1147 г. он сильно восставал против посвящения митрополита Русскими епископами и отказался признавать Климента за верховного пастыря России. За это великий князь Изяслав заключил его в Печерском монастыре, а патриарх Николай прислал ему похвальную грамоту. Он был усердный строитель храмов, и во Пскове основан им Спасский монастырь на Мироже. "Ревнитель священным и божественным вещем" скончался в 1156 г. (Собр. лет. т. II, 29, 30, 80; т. III, 6, 9, 13, 214, 215).

Ответы св. Нифонта на вопросы Кирика показывают и опытность пастыря и светлое разумение духа христианского; они введены были и в состав Кормчей, как прекрасный опыт Русского церковного законодательства. - На вопрос: давать ли причастие больным, извергающим гной? св. Нифонт отвечает: "Совершенно должно: не то смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст иных, а смрад греховный". О займе с ростом так велел учить: "если то поп, скажи ему - недостойне ти служити, аще того не останеши (требовать роста); а если мирянин, то скажи - ты не должен брать (роста); на мне грех, если бы я не сказал тебе того. Если не могут оставить того: то скажи - будьте милосерды, возмите легкий (рост); если дано по 5 кун, возьми 3 или 4". (См. Ист. Русск. Ц., I, 116-128, 136, 138-219). Св. Нифонта считают продолжателем Несторовой летописи (Старчевский, в Очерк. литер. Русск. ист. Спб., 1845, стр. 34-35): мнение вероятное, как увидим ниже (41). Что касается до наставлений Нифонта о русальях, о искушении Божии и пр. (Рук. Толстого, стр. 123, 130, 135, 456), то напрасно принимают их (Словарь, т. II, 142; Шевырев, Поездка, ч. II, стр. 181, 182) за наставления св. Нифонта Новгородского. Это не более, как извлечения из жития преп. Нифонта Кипрского, описанного не очень смысленным Византийцем, из жития, известного и по Ростовской рукопописи 1219 г., находящейся в Сергиевой Лавре.

=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 49 - 50.