30. Климент Смолятич

Климент Смолятич "черноризец скимник", 1147 - 1155 г. митрополит Киевский, принужденный бежать во Владимир Волынский, когда Ростислав потерял престол. В 1159 г. сыновья Изяслава, по воле коего Климент взошел на кафедру, снова желали, чтобы Климент управлял церковию; но спор кончился тем, что положено не давать власти ни Клименту, ни его преемнику Греку Константину, а просить у патриарха нового митрополита (Истор. Русск. Цер. I, 169-174). Климент был, по отзыву Киевской летописи, "книжник и философ, так якоже в Руской земли не бяшеть" (Собр. лет. т. II, 3, 29); а по другим "зело книжен и учителен и философ велий и многа писания написав предаде" (Ник. лет. II, 35). Кирик приводит несколько правил его (Ист. Русск. Ц. I, 123, 129, 130, 190).

По отзыву летописей о Клименте, можем признать более чем за вероятное, что сему учительному пастырю принадлежит красноречивое поучение в неделю Всех Святых. "Кто доволен изглаголати силы Господня?" После исчисления мест востока, где прославились подвигами святые, упоминается здесь "и новопросиавшаа в Руси Печера". После святых востока "прославляем же и тебе, честный отче, Русское утверждение, Антоние честный, начальниче блаженному житию, - Феодосию по тебе создавшему... Ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшаго - жрътву чисту Богови". В заключении наставник пишет: "молю вы убо, господие, людие мои, стадо Христово и боголюбимаа братиа, се глаголю вам, сыном своим". По этим словам видно, что это говорит пастырь церкви, и притом такой, который имеет в пастве "господии", т.е. князей; следовательно, это говорит пастырь митрополит. "Реку же и князем, - говорит далее и прямо наставник, - спаситеся и вы, князи, правдою, златолюбие отврьгше; спаситеся и вы, княгине, истиною, а не злобою сребролюбиа ненавидяще" (Румянц. Сборн. XV в. № 406). Блаженный князь Игорь убит был Киевлянами в 1147 г., хотя Климент "много возбраняше им". Великий князь Изяслав, за которого восстали Киевляне, узнав о смерти Игоря, горько плакал об Игоре и резко обвинял Киевлян. Между тем явилось "знамение велико" в храме, где положено было тело убиенного. Братья Игоря с честию в 1150 г. перевезли тело Игоря из Киева в Чернигов (Собр. лет. I, 137, 138; т. II, 33-35, 53). И так, летопись с своей стороны показывает, что в Киеве, при митрополите Клименте, считали убиенного князя невинно убиенным и блаженным, и следовательно митрополит Климент, в неделю Всех Святых, уже мог в числе святых упоминать не только Антония и Феодосия, но и убиенного князя Игоря.


=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 47 - 49. Абзац - Т.А.Б.