27. Митрополит Никифор

Митрополит Никифор, родом Грек из Ликии Малоазийской, управлявший церковию 1104 - 1120 г., пастырь просвещенный и ревностный к своему долгу. При нем церковь Русская прославлена несколькими знамениями любви небесной. Святые мощи Бориса и Глеба, перенесенные в новый храм, ознаменовали себя многими чудесами. Мощи святой великомученицы Варвары из Царяграда посетили Киев к утешению и защите Русской страны. 

Блаженный Никифор, управляя церковию, действовал не одною властию, но и словом евангельской истины. Его:

а) Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте, или точнее о внимании к себе, превосходное по слогу и содержанию (изд в I ч. Достоп. Русск. М. 1815), писано при наступлении великого поста. "Пост,- говорит он, - необходим после греха Адамова; жизнь в человеке двоякая - разумная и животная, а для удержания власти за первою над последнею весьма полезен пост". Находя наприличным распространяться о посте пред таким князем, "его же благочестие воспита и пост воздои", сочинитель обращается к важнейшему правилу жизни - "внимай себе, рекоша книгы". Посему рассуждает о душе, о трех главных силах ее - уме, чувстве и воле, объясняя действия их примерами из жизни. "Уведел еси княже, человеколюбивый и кроткий, сим словом тричастное души, увеждь же и слуги ея. Яко же бо ты, княже, седя зде, в своей земле, воеводами, слугами своими, действуеши по всей земли и сам ты еси господин и князь: тако и душа по всему телу действует пятью слуг своих, рекше пятью чувствии - очима, слухом" и пр. Находя действия князя по четырем чувствам неукоризненными, останавливается на слухе. Душа, говорит, обязана поверять донесения чувств. Ты сам не можешь видеть всего твоими очами; тебе доставляют сведения слуги. Испытай же, не приходит ли от них "некака пакость". Вспомни об осужденных и наказанных, на клевета ли погубила их?.. "Не печали же ся, княже, о словеси сем... - говорит в заключении блаженный пастырь. - Сего ради дерзнухом мы, яко устав церковный и правило в время се и к князем глаголати что полезное... Аще и есьмы таци (в струпах греховных); но слово Божие, иже в нас, здраво есть и цело". Последняя мысль, мысль о силе слова Божия, неослабляемой немощию проповедника, одна стоит сотни многоречивых булл папских; а между тем и все послание так умно, так искренно благочестиво!

б) Послание к тому же князю о причинах отвержения Латинян Православной церковию (изд. в Памятн. XII в. М. 1825 г.), писано по тому случаю, что благочестивый князь сам спрашивал о том митрополита. Никифор показывает двадцать отличий Римской церкви от Православной, полагающих разделение между ними. Одни из них догматические, другие обрядовые, третьи нравственные. Чтобы не смущать князя спорами, митрополит излагает отличия Римской церкви кратко, но везде присовокупляет и краткое, но основательное, опровержение Латинских мнений. О главном так говорит он: "Злую мысль держат испорченным и скудным смыслом, делая прибавления в святом правиле, т.е. в Верую во единого Бога; святые отцы написали так: "и в Духа Святаго животворящего, от Отца исходящего"; а они прибавили: "иже от Отца и Сына". Это есть великое зловерие, приводит к жидовству и Савеллиевой ереси. Прибавляя это, они отвергают веру святых отцев 1-го и 2-го Собора, и то слово Христово, которое сказал Он апостолам о ниспослании Духа, когда говорит, по повествованию евангелиста, так: егда приидет Утешитель, Дух истины, иже от Отца исходит, Той научит. Если Христос не сказал: иже и от Сына, как же они дерзнули прибавить?". Достойно внимания, что отступление Латинян от Православия митрополит производит от Немцев: "Старый Рим заняли Немцы и овладели тою землею. Старые люди, хранившие закон Христа, апостолов и святых отцев, скоро перемерли; по смерти их, младые и неопытные последовали прелести Немцев и вошли в различные отступления, противные Божественному закону, и потому явно дошли до жидовства. Не смотря на увещания и советы других церквей, они не хотели отстать от зла, творимого ими, и потому были отринуты нами". Это послание Никифора во многом сходно с состязанием м. Георгия (см. 16).

в) Еще Послание к князю о Латинянах, начин. так: "поелику в судах у тебя, чадо блаженное и сын света, находится земля Лядская (Польская), а живущие в ней служат на оплатках и приняли латинское учение: то я извещаю, по какой причине отступили от святой, соборной, апостольской церкви". По такому началу послания вероятно, что послание писано к Волынскому князю, под властию которого жили и Поляки. Это послание совершенно отлично от послания к Мономаху о Латинянах. Здесь исчисляются и такие отступления, о которых не сказано в том послании. "А вот и иное зло, - говорит здесь Никифор, - если случится в субботу или в среду или в пятницу Рождество Христово или Богоявление или другой Господский праздник: они не разрешают поста, а сетуют, тогда как с ними находится Жених". Целая вторая половина послания занята обличением римских опресноков. Послание изд. у пр. Макария в Ист. т. II, 314, 320. У него же (ibid. т. II, 320, 326) напечатано Послание Никифора к муромскому князю Ярославу Святославичу, повторение послания к неизвестному князю и частию послания к Мономаху. 

Наконец, г) есть "Поучение митрополита русского Никифора в неделю сыропустную". оно замечательно по началу. "Много наставлений, друзья мои и любезные во Христе чада, должен бы я предлагать вам устами моими, чтобы водою слова напоить добрую и плодоносную землю, ваши души. Но мне не дан дар языков, о котором говорит св. Павел и которым бы мог я выполнять предписанное мне. От того стою я среди вас безгласный и безмолвный. Поелику же ныне необходимо предлагать поучение по случаю наступающих дней св. великого поста: то я положил предложить вам наставление письменное". За тем увещавает каяться и поститься, с забвением обид, и особенно удерживаться от нетрезвости. Поучение изд. у пр. Макария в Ист. т. II, стр. 327-330.


=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 40 - 44. Разбиение на абзацы - Т.А.Б.