22. Сильвестр

Сильвестр, игумен Выдубицкий, с 1119 г. - епископ Переяславский (+ 1123 г. апреля 23).

В Лаврентиевом списке древней летописи под 1110 г. читаем: "Игумен Селивестр святаго Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у св. Михаила в 6624 (1116), индикта 9 лета; а иже чтет книгы сия, то буди ми в молитвах".

Слово - написал, по употреблению древнему, означало - переписал, но не всегда одно это. Поликарп о Несторе говорит: "написа летописец". Относительно же Сильвестра мы имеем еще и голос истории. Летописец, описавший нашествие Эдигеево на Москву 1409 г., в оправдением своего описания, говорит: "перви наши властодержцы без гнева повелевающи вся добрая и недобрая прилучившаяся написати... якоже при Володимере Мономахе онаго великаго Селивестра Выдубицкаго, не украшая пишущаго, аще хощеши, прочти прилежно, да почиеши". Здесь и слова о Сильвестре, что он не украшая писал, и сопоставление самого повествователя с Сильвестром, ясно говорят, что повествователь дает видеть в Сильвестре сочинителя летописи.

Что же именно написал Сильвестр как сочинитель? Ничто не мешает положить, что Сильвестр, переписав в 1116 году летопись Нестора, окончившуюся 1110 годом, продолжал ее до начала 1123 года, т.е. до смерти своей. С другой стороны очень известно, что в Несторову летопись внесено несколько дополнений в последних ее годах. Так под 1096 годом только в одном Лаврентиевом списке, где и подпись Сильвестра, вставлено поучение Мономаха, и притом не совсем у места. Случай, по которому написано поучение Мономаха, происходил в 1100 году: к тому же поучением прерван рассказ Нестора о северных народах. Под 1097 г. внесено повествование Василиево об ослеплении князя Василька; от того в летописи под 1098 и 1099 гг. повторяются известия, уже сообщенные Василием. Под 1100 г. повторяется известие, записанное под 1097 г. Все это явные дополнения к Несторову труду; и так как первое из них несомненно принадлежит Сильвестру, то имеем право думать, что Сильвестр, переписывая Несторову летопись, не ограничивался делом переписчика, а внес и свои известия.

=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 34 - 35. Разбиение на абзацы - Т.А.Б.