29. Феодосий, инок

Феодосий, инок, собеседник святого князя Николая, в мире Святослава, или Святоши, скончавшегося в Печерской обители в 1142 г.

"Призываю же, раб твой инокый Феодосии, моего патриарха молитвы", - говорит Феодосий (предисл.). Эти слова показывают, что Феодосий был Грек из Царяграда, а не Киевлянин. Язык его, темный и неправильный, показывает то же самое. После того понятны слова его об омирских и риторских книгах, так же как и слова: "идеи безъмлъвия неимыи на ясносты".

Симон пишет о подвижнике князе Николае: "суть же и книгы его доныне у вас". Князь любил книги и по этой любви просил Феодосия "от Греческаго Словескы преложити богомудрую и догматскую епистолию" св. Льва Римского. Феодосий, начав перевод, написал посвящение его князю и повесть о Халкидонском Соборе: но перевод послания окончен уже тогда, как князь подвижник скончался, и переводчик в конце перевода написал: "евангельскыя же ради заповеди сие послание аки талант тръжником нам предавшему, христолюбивому и благородному Святоши вечная память. Людье: вечная память". (Перевод издан в Чт. Общ. ист. 1847 г. № 7).

По всей вероятности им же написано "Житие св. Владимира", которое почти буквально взято из Несторовой летописи и несправедливо принималось за сочинение мниха Иакова (Христ. Чт. 1849 г.) По одному списку, составитель жития, грешный Феодосий, говорит: "святая царю, Констянтине и Владимере! помозита на противныя сродним вашим и люди избавляита от всякоя беды стадо Греческое и Руское" ясно, что это говорит грек, пребывающий в Киеве. (Опис. Румянц. муз. стр. 434 и 758).


=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 46-47. Разбиение на абзацы, кроме начинающегося с "По всей вероятности..." - Т.А.Б.