12. Св. Иларион, с 1050 года митрополит Киевский

Св. Иларион, с 1050 года митрополит Киевский, а до того времени - благочестивый священник Берестовский, тайно подвизавшийся в пещере. На кафедре с апостольскою ревностию заботился он о распространении и утверждении новой веры в сердцах Русских. Его Учение о Ветхом и Новом Законе, Похвала Кагану Владимиру, Исповедание веры и назидательное Поучение - блистательные памятники чистого Славянского красноречия, прекрасные плоды живого и сильного чувства, глубокого познания веры и ума светлого.
Учение о Ветхом и Новом Законе показывает собою, что тогда имели нужду говорить против Иудейства; оно дает видеть, что безуспешные при Владимире проповедники Иудейства не оставляли надежд на приобретение прозелитов себе между Русскими; он очень помнили о своих успехах между Козарами. Учение Илариона показывает, что по личным сношениям с учителями Иудейскими знали в России о их отзывах о христианстве.
Похвала Кагану драгоценна для истории просвещения России христианскою верою. "Похвали мже и мы... великая и дивная сотворшаго, нашего учителя и наставника, великаго Кагана нашея земли, Владимера, внука стараго Игоря, сына же славнаго Святослава, иже в своя лета владычествующа; мужеством же и храбрьством прослувша в странах многих и поминают ныне и словут. Не в худе бо и не в неведоме земли владычествовавша, но в Русьской, яже ведома и слышима есть всеми концы земля. Сий славный... Владимер... единодержец быв земли своей, покорив под ея подручныя страны, овы миром, а непокорывыя мечем... Приде нань посещение Вышняго, призре нань всемилостивое око благого Бога и въсия разум в сердци его, яко разумети суету идольскыа лсти и взыскати единаго Бога... Паче же слышано ему бе всегда о благоверней земли Гречьстей, христолюбивей же и сыльней верою". Похвала Кагану по некоторым спискам оканчивается молитвою, которой нет в пергаменном списке. Но церковное употребление молитвы митрополита Илариона за православие (А. Э. I, 258) известно по актам, и конечно по этому-то употреблению молитвы, по употреблению ее в чине церковных молитв, не оказывается она в иных списках поучительных сочинений м. Илариона.
В конце Исповедания читаем: "Аз, милостию человеколюбиваго Бога мних и просвитер Иларион, изволением Его, от благочестивых епископ священ бых и настолован в велицем граде Кыеве, яко быти в нем митрополиту пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559 (1051), владычествующу благоверному Кагану Ярославу сыну Володимерю". Эти слова показывают, что Исповедание писано по какому-то случаю уже посвященным в митрополиты Иларионом. Позднее известие говорит (Палинодия у Конисского, в Чт. Общ. Ист. 1846 г., стр. 7), что посвященный Иларион испрашивал и получил подтверждение себе в звании митрополита от патриарха. Конечно, по сему-то случаю и писано Исповедание. 
"Слово св. Илариона митрополита Киевского" простым, сердечным языком, убеждает жить свято.
Все эти сочинения Илариона изданы в Приб. к Твор. Отц. 1844 г., а по пергаменному списку - в Чт. Моск. Общ. Ист. 1848 г.

Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с.13 - 15