17. Иоанн, митрополит Киевский

17. Иоанн, митрополит Киевский 1180 - 1189 г., родом Грек, по отзыву Нестора - пастырь примерный по строгости жизни, по образованности, по дару слова. Ему принадлежит Послание к папе Клименту III, или Равеннскому архиепископу Виберту, признанному папою по воле имп<ератора> Генриха и принявшему, с званием папы, имя Климента.

"Приятна в Господе любовь твоя, человек Божий, достойный апостольской кафедры и звания, - так начинает послание святитель Русской церкви, - и вдали находясь от нашей скудости и смирения, ты касаешься нас крылами любви, лобызаешь нас как своих, с любовию молишься за нас по духу, и догматы нашей чистой, православной веры принимаешь с благоговением, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Поелику дело в таком положении и ты таков дан нам архиерей, не каковыми были недавно архиерействовавшие, возмутители и оскорбители истины, то я, смиренный, взаимно лобызаю тебя и честную главу твою и рамена".

Гордость и властолюбие Льва IX и Григория VII известны; они решительно расторгли союз с восточною церковью. Борьба Генриха с Григорием заставляла императора искать себе союзов везде, - тем скорее в России, коея князья были в родстве и сношениях с ним. Папа его Климент искал себе приверженцев в Чехии и Польше (Jaffe, Regesta pontifiicum. Berolini, 1851). Ясно, что тогда на западе обстоятельства времени были именно те, на которые указывает начало Послания м. Иоанна к папе, и оно могло быть писано только Иоанном II к папе Клименту - Виберту.

Послание отличается столько же кроткою любовию, сколько твердым знанием христианской правды. Это прерасный образец пастырского догматического послания. Исчисляя отступления западной церкви от восточной, пастырь пишет: "Верх всего худого, и на него взошли вы, - это то, что вы осмеливаетесь изменять чистый и святой образ веры, утвержденный всеми святыми соборами, - дерзаете говорить, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына".

В кратком опровержении странностей папизма пишет: "Изумительно и странно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцев и св. вселенских соборов... Вы вводите новое учение. А апостол говорит: иже благовестит вам паче, еже приясте, проклят да будет... Вы вводите две причины, два начала для Св. Духа и, унижая Его, близки к тому, чтобы впасть в ересь Македония".

Греческий текст Послания и древний Славянский перевод, искаженный писцами, с поправками и дополнениями, издан Григоровичем, в Учен. Зап. II Отд. Акад. Спб. 1854.

Церковное "Правило м. Иоанна, пророка Христова" достойно изучения для церковного историка. Извлечение нужного - в Ист. Русск. Церк. I. Содержание Правила:
а) об отношении православия к папизму (пр. 4, 5);
б) против волхвования и языческих обычаев (пр. 7, 16);
в) против соблазнительных песней (пр. 17, 28);
г) о крещении младенцев и о причащении (пр. 1, 2, 21);
д) о браках (пр. 6, 10, 18, 22, 23, 25, 27 - 33);
е) об иконах и храмах (пр. 9, 11, 12);
ж) о собрании епископов на собор и епархиальном управлении (пр. 8, 19, 34);
з) о поведении священников (пр. 13, 15, 36, 37);
и) против учреждающих пиры в обителях под видом благочестия (пр. 31);
i) против торговли рабами (пр. 24)
к) о вкушении пищи вместе с язычниками (пр. 20, 31);
л) о женах, бывших в плену (пр. 29, 30).

Правило м. Иоанна издано в I ч. Русск. Достоп. (М. 1815 г.), но текст его исправнее и полнее в ркп. Румянцева № 238, 338 и в других.

Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 21 - 23 (разбиение на абзацы - Т.А.Б.)