10. Владимир Равноапостольный Князь

Владимир Равноапостольный Князь, просветивший Россию святою верою (+ 1015).  Устав  с именем Владимира о церковном суде должен быть признан Уставом св. Владимира, частию по летописи Нестора, особенно же по употреблении его в жизни веков (см. Христ. Чт. 1851 г. Ист. Русск. Церк. I, 184 - 186). Очень естественно, что от употребления он разноорбразился в списках. Надобно только заметить, что вовсе напрасно указывают, как на особенный вид Владимирова Устава, на изложение церковных прав у м. Кирилла (Беляева, О кормчей, стр. 121 - 124). Тут видно только сочинение митрополита, выставляющего на вид права, какими пользовалось духовное начальство по соизволению всех прежних князей, начиная со святого Владимира. А образец тому, как дозволяли себе отступать от буквы Устава Владимирова даже и тогда, как вносили его в историю, представляет Переяславский летописец 1213 г. (изд. Оболенского, стр. 34, 35, М. 1851 г.). Весьма замечательно Исповедание веры, принесенное Владимиром из Корсуня (Лавр. сп. стр 48 - 50). Нестор пишет, что оно предложено было Владимиру вместе с Никейским Символом. Поелику же известно, что Никейский Символ читает каждый крещающийся; то весьма вероятно, что это Исповедание было изучено Владимиром, вместе с Никейским Символом, когда он был в числе оглашенных; потом же оно служило памятником искренности и чистоты его верования и осталось образцом веры для церкви Русской. Только в таких мыслях оно могло быть помещено в летописи преподобным Нестором. Исповедание Владимира заключает в себе изложение учения о Святой Троице, о воплощении Искупителя Сына Божия, о почитании святых с обличенями Латинству.


Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 12 - 13